Мир автомобилей

При покупке автомобиля большинство россиян смотрят лишь на ценник в автосалоне, не задумываясь о том, во что обойдется реальное владение техникой,- и потому нередко переплачивают. На что обращать внимание, приобретая машину.

Три с половиной года назад, в начале 2003-го, эксперты автомобильного рынка констатировали «невиданный бум» продаж новых иномарок. За 2002 год западным компаниям удалось продать россиянам чуть больше 110 тыс. автомобилей- успех по тем временам потрясающий. Руководители иностранных компаний, не скрывая гордости, давали осторожные прогнозы: рынок будет и дальше развиваться с приростом 20-30% в год. Возможно, говорили они, есть повод надеяться, что через несколько лет сразу нескольким производителям удастся взять планку в 10 тыс. проданных автомобилей. Но эксперты сильно ошиблись в прогнозах.

Только за шесть месяцев 2006 года компании Ford удалось продать 24 тыс. машин. Причем это данные лишь по одной модели - Focus. А общий объем продаж новых автомобилей иностранного производства в России за тот же период составил около 420 тыс. Кстати, число знаковое: впервые за всю историю российского автомобильного рынка количество проданных импортных автомобилей превысило продажи машин отечественного производства (примерно 386 тыс.).

Все больше людей в нашей стране начинают понимать простую вещь. Лучше переплатить при покупке, зато получить в свое распоряжение комфортную, безопасную и надежную машину, требующую минимума внимания. Ведь время, потраченное на ремонт,- те же деньги.

Атака на стариков
Скачок продаж импортных автомобилей объясняется прежде всего тем, что россияне начали отказываться от покупки подержанных иномарок. По данным компании PricewaterhouseCoopers, объем рынка бэушных иностранных машин в первом полугодии 2006 года составил около 100 тыс. штук, что на 36% ниже аналогичных показателей прошлого года. Для сравнения: в 2002 году за шесть месяцев россияне купили примерно 400 тыс. подержанных иномарок.

Если раньше хорошим тоном считалось приобрести шестилетнюю «бэху» («смотри, как едет - совсем новая, считай»), то теперь граждане с большей охотой вкладывают сбережения в новую машину. Не столь статусную, как десятилетняя иномарка представительского класса, но с прозрачной историей, гарантией от производителя и отличными перспективами последующей продажи.

У такой тенденции есть два объяснения. Во-первых, появление доступных предложений. Модели, занимающие шесть первых позиций в списке самых продаваемых в первом полугодии 2006 года, в базовой комплектации стоят дешевле $15 тыс. Новую иномарку, собранную в России, можно купить по цене от $9,5 тыс. (Renault Logan, третье место в списке самых продаваемых автомобилей). Для сравнения: новая Lada ВАЗ-2114 стоит от $8 тыс., а десятилетняя «трешка» BMW - от $10 тыс.

Свою роль в повышении интереса к новым иномаркам сыграло и развитие автокредитования. По данным исследовательской компании Discovery Research Group, в 2006 году количество автомобилей, покупаемых россиянами в кредит, достигнет отметки 50% от общего уровня продаж. «Люди не хотят, как это было раньше, несколько лет копить на автомобиль,- говорит директор по развитию бизнеса аналитической компании auto-dealer.ru Олег Дацкив.- Им проще пойти в автосалон, оформить кредит и уехать оттуда на новой машине прямо сегодня. Тем более что в последнее время автопроизводители предлагают своим клиентам действительно неплохие кредитные программы».

Число спецпредложений по недорогим иномаркам и в самом деле растет. Если еще год назад в этом сегменте было, по сути, только одно предложение (Ford Focus под 4,9% годовых), то сегодня различные бонусы при покупке машины в долг предлагают едва ли не все производители. Renault Logan можно купить под 1,6% годовых, а Mitsubishi Lancer (второе место в итоге продаж), Nissan Almera (седьмое место) и Peugeot 307 (13-е место) на определенных условиях предлагаются в беспроцентную рассрочку.

В дальнейшем рынок новых иномарок в России будет только расти. И очень значительным фактором станет развитие иностранными автоконцернами производства на территории России. По оценкам аналитика компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рута, к 2010 году стоит ожидать четырехкратного роста продаж «русских иномарок». И это сильно изменит расстановку сил между лидерами продаж. По мнению PricewaterhouseCoopers, в 2010 году на первое место выйдет альянс Renault-Nissan с объемом продаж от 120 тыс. автомобилей, собранных в России (оба концерна к тому времени будут иметь заводы). На втором месте окажется Toyota (около 115 тыс. машин), на третьем - Hyundai (100 тыс.). За четвертое-пятое места с результатом около 80 тыс. машин станут бороться General Motors и Volkswagen. Нынешний лидер - Ford - будет лишь шестым (около 60 тыс.).

Впрочем, это всего лишь прогнозы, которые с легкостью может скорректировать рублем, долларом или евро каждый из нас - при выборе машины.

Ведь то, что издали кажется доступным и привлекательным, на деле может потребовать постоянных вложений сил, времени и денег.

Рассчитай и властвуй

Лавинообразный рост интереса к новым машинам не сделал нас более грамотными покупателями. Решение о покупке той или иной марки и модели мы принимаем спонтанно, зачастую не задумываясь о правильности выбора. Между тем на Западе давно существует методика поиска идеального автомобиля именно для вас.

В июне 2006 года аналитическое агентство Interactive Research Group провело среди московских автовладельцев исследование, целью которого было выявить, какими критериями руководствуются россияне при покупке автомобиля.

По данным этого исследования, главный фактор, на который обращают внимание покупатели новых автомобилей,- цена покупки: его назвали определяющим 24% респондентов. Второй по значимости критерий - технические характеристики: мощность двигателя, наличие или отсутствие приятных мелочей вроде электростеклоподъемников или кондиционера, а также динамические показатели автомобиля.

При этом безопасность и надежность машины сочли определяющим фактором всего 8% опрошенных граждан. Качеством сборки автомобиля интересуются только 5% респондентов, столько же обращают внимание на стоимость содержания автомобиля и его технического обслуживания. А такая вещь, как цена машины при последующей перепродаже, интересует лишь 1% покупателей.

Поход не совсем правильный. Стоит помнить, что цена, которую вы платите при покупке новой машины,- вещь довольно условная. Автомобиль не телевизор или сотовый телефон, которые в большинстве случаев не требуют дополнительных вложений после покупки. На машину неминуемо придется тратиться: проходить регламентные технические работы, покупать расходные материалы и запчасти, ремонтировать.

Очень желательно - застраховать. Из суммы всех этих трат складывается общая стоимость владения автомобилем.

На Западе (прежде всего в США и Канаде) методика подсчета выгодности покупки очень популярна. В интернете можно найти десятки сайтов, предлагающих своим посетителям выбрать ту или иную марку, просмотреть список всех стандартных расходов на содержание автомобиля и рассчитать конечную стоимость владения. В России, к сожалению, таких ресурсов пока не существует: опыт потребления не слишком большой. Однако ничто не мешает россиянам самостоятельно воспользоваться этой методикой.

Общий смысл ее таков. Выбрав понравившуюся модель, нужно провести небольшое расследование. Прежде всего рассчитать, какая сумма у вас уйдет на плановые работы. Для этого достаточно позвонить в любой официальный сервис по выбранной марке - сотрудник техцентра расскажет о сроках проведения и стоимости всех ТО. Все названные суммы необходимо приплюсовать к цене автомобиля. Кроме того, надо выяснить, во что обойдется страховка машины. Для этого можно позвонить в несколько страховых компаний и вывести среднее предложение. Сумму страховой премии следует умножить на количество лет, в течение которых вы будете пользоваться машиной. Идеальным считается менять автомобиль через каждые три года, после истечения срока гарантии. Сложив все затраты, вы сможете рассчитать стоимость владения автомобилем на протяжении искомого периода.

Дело за малым: выяснить на одном из сайтов с объявлениями о продаже подержанных машин, какой будет ориентировочная рыночная цена вашего автомобиля в момент продажи. Разница между общей суммой трат и рыночной ценой подержанного автомобиля, аналогичного вашему, покажет вам реальный размер расходов на содержание машины.

В итоге могут получиться весьма неожиданные результаты. Приведем простой пример. Допустим, мы выбираем между двумя автомобилями: Ford Focus 1,6 в комплектации Trend за $14 800 и Mitsubishi Lancer 1,6 за $15 790. Изначальная разница в цене между ними не слишком большая. Однако расчет стоимости владения говорит о другом. Предположим, что мы покупаем Ford Focus в кредит на два года по льготной программе под 4,9% годовых (40% первоначального взноса). В итоге машина обойдется вам в $15 280. К этой сумме нужно добавить $1480 за двухлетнюю страховку (льготная страховая премия 5% от стоимости машины в год - $740). Кроме того, необходимо приплюсовать сюда $128 за плановое техобслуживание в течение двух лет (льготное по $64 за ТО каждые 20 тыс. км). Итоговая сумма за два года составит $16 888. Посчитаем теперь стоимость владения Mitsubishi Lancer. Предположим, мы также покупаем его в кредит на два года под 9% годовых (льготных кредитных программ на нужных условиях не существует). В итоге машина обойдется в $17 116. Прибавляем к этой сумме $2600 за двухлетнюю страховку по минимальному тарифу, а также $576 за плановые ТО в течение этого времени. В итоге общая стоимость владения за два года составит $20 292. Разница между двумя машинами - $3404. Другой вопрос, что Lancer в большинстве случаев можно купить «здесь и сейчас», а Ford Focus придется ждать не меньше трех месяцев. Скорее всего, именно поэтому разница в объемах продаж этих автомобилей не столь значительна.

Полезно для всех


Любишь корейские авто?

Оригинальные запчасти в магазине запчастей hyundai accent



Возьмем другой пример. Выбираем между Honda Accord 2,4 за $35 300 и VW Passat 2,0 за $34 750. Разница опять же невелика. Предположим, мы покупаем обе машины за наличные и считаем стоимость владения на три года. Минимальная страховка для Honda Accord составит 8,65%, или $3054 в год. Страхование Passat под 6,2% обойдется в $2154 в год. Стоимость трехлетнего ТО составит $1252 (Passat) и $1139 (Accord). В общей сложности за три года эксплуатации Honda Accord только по этим статьям «вытащит» из владельца $45 601. Passat за тот же срок обойдется в $42 464. Разница - $3137.

Надежность в граммах
Еще один популярный на Западе способ выяснить, правильный ли выбор вы делаете,- воспользоваться так называемым рейтингом надежности.

Такие рейтинги часто составляют популярные в США и Великобритании компании, предлагающие своим клиентам расширенную гарантию на автомобили. За определенную плату они берут на себя все расходы в случае возникновения поломок - своего рода смесь страховой компании и передвижной станции техпомощи. Для каждой из моделей у таких компаний действует свой тариф: чем меньше вероятность поломки, тем меньше придется заплатить. Просмотрев тарифы по разным моделям, можно составить довольно объективный рейтинг надежности машины.

В России подобных компаний пока не существует, а отечественные передвижные станции техпомощи не ведут учета наиболее проблемных автомобилей. Тем не менее шанс выяснить, насколько выбранная машина надежна и отказоустойчива, у вас все же есть. Можно воспользоваться результатами рейтинга надежности немецкой ADAC - авторитетной общественной организации, объединяющей свыше 15 млн членов.

Большое преимущество этого рейтинга в том, что модельные ряды, представленные в Германии и России, различаются незначительно, в то время как многие модели, присутствующие на американском и британском рынках, в России практически не встречаются.

Основное направление деятельности ADAC - оказание оперативной технической помощи на дороге. Помимо этого клуб занимается тестированием автомобилей и отдельных компонентов, проводит различные исследования, дает консультации по техническим и юридическим вопросам, связанным с автомобилями. ADAC ежегодно собирает статистику вызовов бригад технической помощи - «желтых ангелов», как называют эвакуаторы клуба с фирменной раскраской.

С помощью этих данных можно узнать, какие автомобили ломаются чаще остальных и какие детали чаще всего выходят из строя. Кроме прочего это косвенно позволяет судить о качестве фирменного сервиса производителей, но, к сожалению, без поправки на его стоимость.

Рейтинг за 2005 год был составлен на основе 1,96 млн вызовов «желтых ангелов» - в прошлом году к их услугам автовладельцам пришлось прибегнуть 2,4 млн раз. В список попало 78 автомобилей в возрасте от года до шести лет (2000-2005 годов выпуска), распроданных в год начала продаж тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. Все они разбиты на несколько классов, в том числе субкомпакты, гольф-класс, средний класс, бизнес-класс.

Решающий фактор
В итоге можно составить своеобразную схему идеальной покупки автомобиля. Прежде всего вам нужно очертить круг моделей, устраивающих вас по цене, дизайну и техническим характеристикам. После этого имеет смысл подсчитать стоимость владения для каждой из выбранных машин, а также постараться найти в интернете информацию об их надежности. Теперь дело за малым: выбрать оптимальный вариант и отправиться с деньгами в ближайший дилерский центр.

Другой вопрос, что покупка автомобиля - не всегда брак по расчету. Довольно часто мы руководствуемся при выборе исключительно эмоциями: нравится или нет. Может, оно и правильно - в конечном счете, любая покупка должна приносить радость.